Всякая творческая художественная деятельность, будь то музыка, литература или изобразительное искусство, неразрывно связанна с общим уровнем научного и технического развития общества. Сейчас архитектору-практику следует ждать появления нового строительного материала, который будет совмещать в себе свойства несущих и ограждающих конструкций, что должно избавить нас от такого неприятного явления как вентилируемые фасады, насквозь фальшивые и лживые, с этими ужасными керамгранитами, этернитами, композитами, пластмассовыми иммитациями кирпичной кладки, распиленной до полной невозможности каменной чешуёй и прочими изображениями твёрдого на мягком. Архитектуре вернётся естественность и красота обнажённой тектоники, присущая зданиям прошлых времён и сохранившаяся сейчас, пожалуй; только в деревянном домостроении.
Русский архитектор ощущает себя прежде всего художником. Названия учебных заведений - ВХУТЕМАС, Академия живописи ваяния и зодчества, Академия художеств, обязательные экзамены по рисунку и композиции, а в процессе учёбы - занятия рисунком, живописью и скульптурой, позднее, в составе членов Творческого Союза, творческие вечера, мастер-классы, персональные и юбилейные выставки живописи и графики в ЦДА. Все этапы формирования, обучения, воспитания и практической деятельности специалиста, начиная с подготовительных курсов в институт, и заканчивая участием в культурной и общественной жизни на пенсии, приучают его к такой самоидентификации.
Не случайно, половина из тех выпускников МАРХИ, которые не занимаются проектной практикой стали художниками – живописцами графиками и деятелями контемпорари арта.
И вполне естественно, что как художник, архитектор более всего озабочен вопросами формы, художественного образа своих произведений. Из витрувианской триады – польза, прочность, красота – в творчестве отечественного архитектора, приоритетной, как правило, выступает последняя.
Отсюда следует обострённое внимание к вопросам стиля.
Другой чертой психологического автопортрета отечественного архитектора, отличающей его от просто- художника, является эрудиция, которая включает в себя глубокое знание истории искусств и истории архитектуры, что тоже в результате приводит к обострённому отношению к стилям.
Общество тоже ждёт от архитектора художественного образа, выразительности и красоты. Прочность и целесообразность объектов строительства воспринимаются как должное и не играют роли в качестве оценочных критериев архитектуры. Общественное сознание сравнивает вновь построенные здания с лучшими из произведений прошлых лет, и приходит к однозначному мнению, что раньше было лучше.
Рефлексирующий и совестливый архитектор понимает, что у него есть только один способ понравиться общественному мнению – сделать красиво. И в этом ему на помощь приходят умение рисовать и знание истории.
Современное производство зданий имеет одну характерную черту – строительные конструкции разделились на несущие и ограждающие. Несущие конструкции исчерпывающе выполняют все тектонические задачи, но не могут оставаться снаружи и вынуждены прятаться за ограждающими. Ограждающие представляют собой мягкую, субстанцию теплоизолирующего материала, выполняющего роль одеяла. Одеяло, принято прятать – для этого используется тонкая и хрупкая оболочка вентилируемого фасада, на которой можно изобразить что угодно. Например, каменную кладку.
Появляется имитация стиля. Любого – готики, ампира, модерна, всего вместе и сразу…
В истории русской- советской архитектуры есть один парадоксальный пример – творчество В. Г. Шухова. Не будучи, в полном смысле архитектором, позиционируя себя исключительно как инженер, Шухов, проектируя радио-башню преследовал только две цели, из трёх витрувианских – пользу и прочность. Красота, причём совершенно не декоративная, получилась сама. С течением времени, с появлением иных способов передачи радиоволн, у башни исчезла польза, затем, под влиянием массы неблагоприятных факторов, стала пропадать и её прочность, - а красота осталась. Красота, совершенно не подвластная времени. И стиль.
Строительное производство, как часть всякого материального производства, непрерывно развивается. Современная тенденция развития заключается в том, что стройка перемещается с территории участка строительства в цеха заводов. Изготовление монолитных конструкций, с растворными узлами и сваркой арматуры под открытым воздухом уходят в прошлое. На объекте остаются земляные работы и сборка готовых, выполненных с машиностроительными допусками и качеством, отдельных стальных и бетонных элементов и отделочные работы.
Собственно происходит именно то, к чему стремился так называемый, уже порядком подзабытый, советский Строительный Комплекс. Здесь уместно вспомнить об ещё одной характерной черте этого пресловутого Комплекса – стремлении к экономии средств. В советской архитектуре позднего времени (после известного постановления 56 года) не было идеологической цензуры, - была цензура экономическая. В результате советская архитектура того времени, в лучших своих произведениях, характеризуется аскетичным, благородным минимализмом.
Новые способы строительного производства, решая проблемы оптимизации, позволят вновь объединить в одном изделии, в одном материале прочностные и изоляционные качества. Извращённая практика укутывания зданий одеялом останется в прошлом.
И в этом развитии должен родится выход из сегодняшнего кризиса образной составляющей архитектуры – из кризиса стиля.