когнитивный диссонанс уильяма морриса
Лекция
Вымывание из архитектурной профессии индивидуальной составляющей, с замещением ее коллективным авторством. Расслоение и дробление архитектурной профессии на множество узких специализаций. Построение новых иерархий, в которых главным становится организатор, а не автор. Когнитивный диссонанс Уильяма Морриса на новом витке развития. Выхолащивание авторства, а с ним и искусства из строительного производства постиндустриального общества.

В 1887 году Уильям Моррис основал движение Arts & Crafts.
Моррис был встревожен и озабочен тем, что развитие машинного производства предметов повседневного обихода изгоняет, вместе с ручной работой, из человеческой жизни искусство и художественность. Любой предмет, будь то мебель, посуда, драпировка или инструмент изготовленный ручным способом хранит индивидуальные черты мастера- ремесленника. Осознав опасность массового производства бытовых вещей Моррис основал фирму, в которой наладил ручное производство тканей, витражей и мебели. Ему не удалось победить машинное производство. Будучи социалистом и прогрессистом он и не мог отрицать необходимость и неизбежность научно- технического прогресса, но в своих литературных теоретических трудах он возвел ремесло до уровня искусства, положив начало дизайну, в том значении в котором мы его сегодня понимаем, который оплодотворяет индустриальное производство художественной составляющей.

Сегодня мы опять сталкиваемся с проблемой полуторавековой давности на следующем витке развития постиндустриального общества. Теперь удар развитых производительных сил пришёлся по архитектуре.

Как вся история искусств персонифицирована в именах авторов – художников, композиторов, литераторов, история архитектуры, начиная с эпохи возрождения, характеризуется, прежде всего, личными именами архитекторов. Имена прочно связаны со временем, стилями и направлениями.
Имена архитекторов играют роль реперных ориентиров в описании развития архитектуры стран и городов.
Часто имя бывает синонимом стилистического движения, а иногда целое законченное архитектурное явление может быть описано всего одним именем.
Архитектурные произведения, вплоть до последнего времени, несли на себе печать личной судьбы, биографии и индивидуальных черт творца, являясь абсолютно авторскими созданиями.

Именами архитекторов описываются и объясняются причинно- следственные связи и хронологические последовательности в развитии архитектурного творчества.
Имена формируют школы. Имена архитекторов выходят за рамки собственно архитектуры как строительства, иногда осеняя собой междисциплинарные художественные явления.

Архитектура в сознании изучающего историю искусств всегда остаётся одним из проявлений общекультурного контекста, равно как музыка, живопись, скульптура или литература.
Неслучайно же старейший московский архитектурный ВУЗ назывался Школой живописи, ваяния и зодчества…

В последнее время, среди, а иногда вместо имён конкретных авторов архитекторов всё чаще стали появляться обезличенные и холодные, плохо произносимые и ещё более плохо запоминаемые аббревиатуры. Иногда, личные имена отчуждаются от своих хозяев и узурпируются конторами. Явление это подчас принимает гротескно- зловещие формы

Появились новые понятия – проектный бизнес и «большой офис».

Архитектурное творчество всё больше управляется, направляется и регулируется администраторами. Личностные, живые авторские черты покидают архитектурные произведения, заменяясь технологическими решениями, которые часто являют собой готовые, давно оцифрованные и хранящиеся в памяти машин, блоки.

Технология современного строительного производства, с одной стороны открывая перед архитектором, казалось бы, неограниченные возможности в области создания новых форм, объемов, пространств и поверхностей, с другой стороны, выхолащивает именно сам элемент художественного творчества, архитектурную фантазию, сводя проектирование к перечислению и бесконечному повторению компьютерных штампов, которое совершенно не нуждается в присутствии художника, напротив, которому художник способен только помешать.

Архитектурное проектирование перестаёт быть частью художественного творчества, покидает поле культуры.

Следует, однако заметить, что подобные тенденции коснулись не только архитектуры. Такие же эволюции происходят почти во всех областях массовой культуры, особенно это становится заметно в кино и шоу бизнесе.
На передний план, оттеснив на вторые роли режиссера, художника и композитора выходит продюсер. Компьютерные технологии позволяют изготавливать аудио и видео продукт с минимальным креативным вложением и без какой либо художественности.

Подмена творчества бизнесом становится почти обязательным требованием в механизме проведения архитектурных конкурсов. Собственно в этом состоит
основной смысл предконкурсных квалификационных отборов и архитектурных тендеров.

Современные технологии проектирования делают труд архитектора в разы производительнее, чем это было ещё тридцать, сорок лет назад, и на порядок производительней, чем до изобретения и внедрения множительной техники. Архитектурные бюро не нуждаются сейчас в обязательных в прошлом чертёжниках, техниках, копировщиках. Один архитектор с современным компьютером способен выполнять работу, которую лет тридцать назад делала бы обычная средняя моспроектовская бригада из шести человек.

Однако сегодня предпочтение отдаётся не архитектору автору, а большому коллективу. Принято считать, что триста сотрудников справятся с архитектурной задачей лучше, чем пять. И объясняется это довольно просто – в коллективе из трёхсот человек право принятия решения принадлежит не художнику а управленцу- администратору.
Строительный бизнес победил и изгнал искусство, со всей его непредсказуемостью, из своего процесса производства потребительских товаров.
А за одно, и из жизни общества в целом.

Время архитекторов- мастеров уходит. Авторская архитектура, как предметы ручной работы, понемногу переходит в область производства дорогих курьёзов вроде швейцарских часов ручной сборки.
За аббревиатурой названия большого офиса или потерявшим конкретного носителя личным именем обычно скрывается неизвестное количество решительных, квалифицированных и вооруженных какой либо из компьютерных проектных программ, соответствующим образом мотивированных людей, руководимых отчуждёнными от собственно архитектурного творчества менеджерами, выполняющими роль продюсеров.

Создаваемый таким образом проектный продукт ни чем не отличается по своим художественным качествам от голливудских блокбастеров типа изделий Джеймса Камерона.

Стерильный, большой, похожий на сотню других таких же, и одинаково пригодный (или непригодный) для Лондона, Астаны или Пекина.

тексты
Tilda Publishing