Жизнь умнее архитектора
(Интервью для монографии Tatlin Mono)
Архитектура необычайно многогранный вид деятельности – она отражает собой всю специфику человеческого отношения к миру. Какие задачи, на ваш взгляд, стоят перед архитектором сегодня? В чем вы видите свою миссию?

Сегодня перед архитектором стоят ровно те же задачи, что и сто и пятьсот лет назад. Некоторое отличие состоит лишь в том, что с развитием технологий строительства и инженерного обеспечения зданий, функции архитектора, по сравнению с прошлым несколько сузились. Как и любой вид производственной деятельности, профессия строителя подверглась дроблению на большое количество узких специальностей. Хотя за архитектором, кроме задач пространственных решений сооружений, сохранились еще и функции координатора проекта.

Столь длительный срок оставаясь искусством, сегодняшняя архитектура перешла эту грань и стала подстраиваться под законы рынка. Изменились ли правила игры? Должна ли все-таки в архитектуре оставаться поэзия, культурная ценность и целостность?

Я думаю, что архитектура, оставаясь искусством, всегда была побочным эффектом товарного производства. Она и во времена Палладио была способом создания одного из потребительских качеств коммерческого продукта. «Законы рынка» - довольно давно сопутствуют человеческой цивилизации, поэтому не стоит это явление считать какой-то особенной новостью, способной что-либо изменить в архитектуре.

Должен ли архитектор быть мыслителем? Насколько в работе архитектора важно авторское высказывание? Важен ли для архитектора свой язык, метод?

Как и любой другой вид деятельности, архитектура, несомненно, нуждается в интеллектуальной составляющей. Суть же самого авторского высказывания я вижу в индивидуальном почерке архитектора.

Какую архитектуру вы бы назвали для себя классикой?
Кто для вас авторитетен в среде мировой архитектуры, чье мнение для вас безоговорочно ценно?

Классическим можно назвать произведение, высокая оценка качественных характеристик которого перестала меняться с течением времени.
Лев Толстой – безусловный авторитет в области литературы, но его мнение о Шекспире трудно разделять. Есть много прекрасных, архитекторов – авторов замечательных произведений, однако их мнения о чём бы то ни было мало кого волнуют.

Что, на ваш взгляд, является главным в архитектуре, без чего невозможно создать качественный с художественной и архитектурной точки зрения проект?

Качественный, да и не качественный тоже, проект невозможно создать без заказчика. Без всего прочего можно.

Какими качествами должна обладать архитектура, чтобы соответствовать современному времени?

Архитектура всегда соответствует своему времени. Она в какой-то степени зеркало времени, со всеми его достоинствами, недостатками, заблуждениями, всегда находится в парадигме современной ей системы ценностей. С этим обстоятельством бороться невозможно, да, мне кажется, и не нужно.

В чем сложности профессии архитектора? Что вам в ней интересно?

Основная сложность профессии архитектора заключается в зависимости архитектурного труда от бесчисленного количества людей и обстоятельств, в этом же и её главный интерес.

Для кого-то признаком успеха становится всеобщее признание, для кого-то возможность сотрудничества с именитыми заказчиками, а кто-то довольствуется результатом своей работы, глядя на то, как проект вписался и «живет» в городской среде. В чем для вас основа успеха?

В соответствии с расхожим мнением, признак успеха архитектора заключается, в его востребованности. На вторую часть Вашего вопроса, - в чём основа успеха, ответить гораздо сложнее, ибо востребованность не всегда прямо пропорциональна качеству архитектуры, и тому есть масса примеров. – Наверное основа успеха в соответствии архитектурного произведения вкусам и представлениям потребителя.

Любите ли вы прибегать к радикальным решениям, экспериментировать?

Архитектура – очень затратное, материало- и энергоёмкое искусство и, я думаю, эксперимент в этой области, как и любое рискованное предприятие, неуместен. Однако поиск оригинальных и остроумных решений, направленных на оптимизацию результата, востребован всегда.

Какова роль спонтанности и расчета в вашей работе? Можно ли творческому человеку обойтись без планирования?

В искусстве ценится лёгкость и удачное решение очень часто притворяется спонтанным, однако, на самом деле, оно всегда рождается в результате долгого интеллектуального труда. И быть может хоть это и не всегда приятно осознавать, но жизнь тем или иным образом всегда заставляет нас планировать.

Каким вы представляете себе идеального заказчика?

Идеальный заказчик – как идеальный пациент - он должен безусловно и беспрекословно доверять своему лечащему врачу.

Как вы оцениваете архитектурную ситуацию в Москве? Какие есть проблемы? И какие шаги можно предпринять?

Главная проблема с архитектурой сегодня – ограниченность материальных возможностей, импотенция заказчиков, Путь решения этой проблемы заключается только в общем оздоровлении экономики.

Когда архитектура меняет свои формы и способы репрезентации, она следует потребностям и изменившемуся мировоззрению человека или рождается как абстрактная идея извне?

Архитектура всегда вторична по отношению к социальным, политическим и техническим обстоятельствам и возможностям.

Какая дистанция необходима для того, чтобы оценить сооружение – нужно жить в данном пространстве или нужно смотреть и воспринимать его в ландшафте?

Задача любого, кроме подземного, архитектурного сооружения, - формирование пространства и внутри и снаружи себя, и мы оцениваем качество архитектуры именно по этим двум характеристикам.

Случалось ли что в уже построенном объекте обнаруживались какие-нибудь неожиданно новые качества?

Конечно, ещё Ле Корбюзье говорил, что жизнь умнее архитектора.

Вы часто пишите в разные издания – это ваше увлечение или попытка показать то, что действительно предшествует каждому замыслу, попытка объяснить свое понимание архитектуры, своеобразный манифест?

Писать, равно как и говорить о чём-либо конкретном интересующем и волнующем, это, прежде всего, ещё один из способов анализа, помогающего понять суть явлений. А получившийся в результате текст или монолог – это побочный, не самоцельный продукт мозговой деятельности.

Насколько критик нужен архитектору?

Архитектору всегда полезно и даже необходимо иметь обратную связь с обществом, для корректировки собственной работы. Критик в данном случае - это тот, кто эту связь осуществляет.

У любого архитектора есть мечта спроектировать что-то. О чем вы мечтаете? Что смогло бы максимально выразить ваше творческое «я»?

Мне кажется, что главный, знаковый объект для любого архитектора это музей. Спроектировав и построив музей архитектор может сказать – «жизнь удалась!»
тексты
Tilda Publishing